|
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Из опыта работы муз.рук. Шнычкиной Н.А.
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей .В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.
Планируя различные формы музыкальной деятельности я создаю благоприятные условия для самостоятельной, музыкально-художественной деятельности, для активного использования в этой деятельности фольклора и развития музыкальных способностей.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, народные игрушки. Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности- музыки, ритмики, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).
Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д. Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Огромное значение для развития музыкальных способностей играют дидактические игры, которым я уделяю огромное значение и использую их на каждом занятии, начиная с младшего возраста. Например, на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру “Теремок”. Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи этажами поступенчато, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка.
Музыкальный руководитель (поет):
Стоит в поле теремок, теремок, как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала . Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям и использовании нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность. Приём продлённого обучения. Метод опосредованного педагогического воздействия. Метод З.Кодач релятивной сольминизации (графические жесты). Метод К.Орфа ( ритмодекоамации, пение – движение, жесты, щелчки, притопы, пришлёпы, хлопки).
Моделирование:
демонстрационные карты графических моделей на развитие силы голоса, динамики и звуковысотности.
карточки – модели ритмических рисунков.
сказки – рассказы для творческих занятий на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового слуха.(“теремок”, “ репка”, “ в лесу”, “весна”)
В своей работе использую доминантный вид музыкальных занятий, на которых ведущей формой проведения – игровая. Занятия строятся по 2 этапам:
1 этап – развивающий, направленые на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков. Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап – репродуктивно-творческий. Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Поэтому данная система работы определяет решение следующих задач.
Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.
Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.
Весь используемый мною фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С
2) потешный фольклор;
3) игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. А также детские гадания и заговоры, у детей они являются элементами игры. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятсязаклички., обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки,представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека . Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством(прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь схороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.
1) календарный фольклор
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
22 апреля 2016 в 22:13
|